Сценические
костюмы актеров и хоревтов (участников хора) отличались от той одежды,
которую носили греки в повседневной жизни. Театральный костюм
восходит к тем ярким одеждам, которые использовались на праздниках в
честь Диониса. Считается, что Эсхил ввел специальный сценический костюм,
лишь
с
небольшими изменениями
просуществовавший долгие годы. Есть даже мнение, что жрецы
скопировали свое величественное одеяние с костюма, придуманного Эсхилом
для актеров.
Скорее всего, Эсхил заимствовал для «трагического» костюма элементы
одеяния жрецов бога Диониса.
В «древней» комедии, максимально приближенной к реальной жизни, актеры носили обычные костюмы. В «средней» и «новой» комедии уже появляется некоторая условность. Так, у мужчин был белый хитон, у юношей — пурпурный, у рабов — разноцветный с пестрым плащом, у поваров — невыделанный двойной плащ, у сводников — цветной хитон и пестрый плащ, старые женщины надевали голубое или темно-желтое платье, жрицы и девы — белое, сводни носили на голове пурпурную повязку.
Греческие костюмы дополняло множество
головных уборов; персидская
тара, повязка
- митра, женское покрывало - калиптра,
а также шляпы и венки.
Нередко костюмы отражали содержание комедии. Так, в «Птицах» Аристофана хор птиц появлялся в масках с большими клювами, гребешками и перьями.
Актеры-осы имели тонкие талии, а под плащом скрывали
острые жала. Когда хор сбрасывал плащи и, выставив
вперед
жала, наступал единым строем, создавалось
впечатление нападения
осиного роя.
Боги и люди обычно представали перед зрителем со своими атрибутами. Так, Афина всегда являлась с эгидой (накидка из козьей шкуры с головой горгоны Медузы), Аполлон — с луком и стрелами, Геракл — с палицей и в львиной шкуре, царь — со скипетром, вакханки — в оленьих шкурах и с тимпанами (музыкальный инструмент), старики и умоляющие о защите — с посохами и венками, обвитыми шерстяными нитями. Говорили, что использовавшийся актерами посох с изогнутым верхом придумал Софокл
В огромном театре под открытым небом актеров было издали плохо видно. Поэтому они ходили в башмаках, высоких, как ходули (так что нужно было опираться на посох), надевали маску с лицом больше головы и облачались в яркие одежды, по которым сразу можно было отличить царя от воина.
В театре всегда использовались различные приспособления и для увеличения объема. Так как боги и герои во всем должны превосходить смертных, то для увеличения их фигуры (поскольку без этого они казались бы зрителям с дальних рядов слишком маленькими) использовались специальные подушки, которые накладывались на грудь и на живот.
Поверх этих накладок натягивался
соматтион (одеяние-чехол). Для
увеличения рук служили своеобразные перчатки
— хейриды.