Театр Зрительный зал Актер Время, место Костюмы Игра Маска Публика Музыка

Театральные костюмы

Сценические костюмы актеров и хоревтов (участников хора) отличались от той одежды, которую носили греки в повседневной жизни. Театральный костюм восходит к тем ярким одеждам, которые использовались на праздниках в честь Диониса. Считается, что Эсхил ввел специальный сценический костюм, лишь    с   небольшими изменениями  просуществовавший долгие годы. Есть даже мнение, что жрецы скопировали свое величественное одеяние с костюма, придуманного Эсхилом для актеров.
Скорее всего, Эсхил заимствовал для «трагического» костюма элементы одеяния жрецов бога Диониса.

В «древней» комедии, максимально приближенной к реальной жизни, актеры носили обычные костюмы. В «средней» и «новой» комедии уже появляется некоторая условность. Так, у мужчин был белый хитон, у юношей — пурпурный, у рабов — разноцветный с пестрым плащом, у поваров — невыделанный двойной плащ, у сводников — цветной хитон и пестрый плащ, старые женщины надевали голубое или темно-желтое платье, жрицы и девы — белое, сводни носили на голове пурпурную повязку.

Греческие костюмы дополняло множество головных уборов; персидская  тара, повязка  - митра, женское покрывало - калиптра, а также шляпы и венки.

Нередко костюмы отражали содержание комедии. Так, в «Птицах» Аристофана хор птиц появлялся в масках с большими клювами, гребешками и перьями.

Актеры-осы имели тонкие талии, а под плащом скрывали острые жала. Когда хор сбрасывал плащи и, выставив вперед жала, наступал единым строем, создавалось впечатление нападения осиного роя.

Боги и люди обычно представали перед зрителем со своими атрибутами. Так, Афина всегда являлась с эгидой (накидка из козьей шкуры с головой горгоны Медузы), Аполлон — с луком и стрелами, Геракл — с палицей и в львиной шкуре, царь — со скипетром, вакханки — в оленьих  шкурах и с тимпанами (музыкальный инструмент), старики и умоляющие о защите — с посохами и венками, обвитыми шерстяными нитями. Говорили, что использовавшийся актерами посох с изогнутым верхом придумал Софокл

В огромном театре под открытым небом актеров было издали плохо видно. Поэтому они ходили в башмаках, высоких, как ходули (так что нужно было опираться на посох), надевали маску с лицом больше головы и облачались в яркие одежды, по которым сразу можно было отличить царя от воина.

В театре всегда использовались различные приспособления и для увеличения объема. Так как боги и герои во всем должны превосходить смертных, то для увеличения их фигуры (поскольку без этого они казались бы зрителям с дальних рядов слишком маленькими) использовались специальные подушки, которые накладывались на грудь и на живот.

Поверх этих накладок натягивался соматтион (одеяние-чехол). Для увеличения рук служили своеобразные перчатки — хейриды.
 

оглавление  предыдущая  следующая

Сайт создан в системе uCoz