Спектакли в греческом театре шли под музыку: этого требовало мелодраматическое исполнение стихотворных произведений. Обычно использовался духовой инструмент (вроде кларнета). Музыканты находились на сцене рядом с хором.
Софокл в своей трагедии «Фамирид» пел и искусно играл на кифаре, а в драме «Навсикая» зрители запомнили его в роли царевны Навсикаи, ловко играющей в мяч. Однако голос у Софокла был слабый, и поэтому он был первым драматургом, отказавшимся участвовать в представлении в качестве актера. Он же увеличил число хористов (хоревтов) до пятнадцати человек и вывел на сцену третьего актера. Нередко между авторами пьес и актерами складывались дружеские отношения, и авторы (например, Софокл) писали роли для конкретных актеров.
Драматические представления в
древности давались только на праздниках в честь бога
Диониса. На
каждом
празднике ставились
пьесы нескольких авторов, и специальные судьи решали вопрос
о достоинствах представления и мастерстве участвующих в нем
актеров и хоров. Каждый трагический поэт предлагал зрителям
три трагедии и одну сатировскую драму (такая группировка
пьес называлась тетралогией).
nКомедиографы предлагали обычно по одной пьесе.
nПоэт, собирающийся представить на празднике свое произведение, заранее должен был обратиться к ароеноту — чиновнику, «заведующему» данным праздником, с просьбой дать ему хор. Прежде чем предоставить хоревтов, архонт оценивал пьесу. Нельзя однозначно сказать о критериях такого отбора, известно только, что громкая слава автора еще не была основанием для положительного решения.
nДопущенному к состязаниям поэту выделялся хорег (руководитель постановки). Это был состоятельный гражданин, который брал на себя постановочные расходы. Он должен был набрать хор, содержать его все время обучения и оплачивать труд хоревтов, а также, если поэт не принимал на себя обязанности по обучению хора, оплатить услуги постановщика. Хорег также должен был приобрести хоревтам богатые костюмы, маски и реквизит. После этого автор начинал разучивать пьесу с хором и актерами, подбирать костюмы, маски, декорации и пр.
Расходы
по устройству представлений частично
лежали на хорегах, частично — на
театральных
откупщиках, частично — на
государственной казне. Затраты на
постановку бывали весьма
значительными, что объяснялось
тщеславием некоторых хорегов: ведь тот,
кто лучше всех
выполнил
свою общественную повинность,
признавался победителем и получал венок,
а в храме в его честь
ставилась доска с 0тветствующей
надписью. В тех же случаях, когда хорег
скупился на
организацию
представления, архонт принимал против
него определенные меры, а народ поднимал
«экономного» постановщика на смех.
nЗдание
театра в Афинах, хотя и было
собственностью государства,
сдавалось в аренду театронам
— театральным арендаторам,
которые были обязаны
поддерживать театр в надлежащем
состоянии.
Государственные же театральные
расходы складывались из
гонораров поэтам, жалованья
актерам и служащим,
поддерживавшим порядок в театре,
а также из «зрелищных денег»
(теорикон), которые
выплачивались бедным гражданам.
Что касается вознаграждения
актерам, то оно было
различным, но знаменитые
актеры иногда получали
значительные суммы.
В Афинах первоначально вход в театр был бесплатным, тем более что этот род зрелищ являлся частью культового праздника, объединявшего всех. Театральные представления были доступны и для самих эллинов, и для иностранцев, для свободных и рабов — некоторые из них приходили пораньше, чтобы занять места для своих хозяев. Только женщины и молодежь не допускались, как правило, на комедии из моральных соображений, ведь, как известно, авторы и актеры древней а аттической комедии отнюдь не стеснялись ни в словах, ни в жестах, позволяя себе многое такое, чего, по мнению афинян, их жены, сестры, сыновья и дочери не должны были ни видеть, ни слышать.