Театр Зрительный зал Актер Время, место Костюмы Игра Маска Публика Музыка

Музыка в театре

Спектакли в греческом театре шли под музыку: этого требовало мелодраматическое исполнение стихотворных произведений. Обычно  использовался духовой инструмент   (вроде кларнета). Музыканты находились на сцене рядом с хором.

Софокл в своей трагедии «Фамирид» пел и искусно играл на кифаре, а в драме «Навсикая» зрители запомнили его в роли царевны Навсикаи, ловко играющей в мяч. Однако голос у Софокла был слабый, и поэтому он был первым драматургом, отказавшимся участвовать в представлении в качестве актера. Он же увеличил число хористов (хоревтов) до пятнадцати человек и вывел на сцену третьего актера. Нередко между авторами пьес и актерами складывались дружеские отношения, и авторы (например, Софокл) писали роли для конкретных актеров.

Драматические представления в древности давались только на праздниках в честь бога Диониса. На каждом празднике ставились пьесы нескольких авторов, и специальные судьи решали вопрос о достоинствах представления и мастерстве участвующих в нем актеров и хоров. Каждый трагический поэт предлагал зрителям три трагедии и одну сатировскую драму (такая группировка пьес называлась тетралогией).

nКомедиографы предлагали обычно по одной пьесе.

nПоэт, собирающийся представить на празднике свое произведение, заранее должен был обратиться к ароеноту — чиновнику, «заведующему» данным праздником, с просьбой дать ему хор. Прежде чем предоставить хоревтов, архонт оценивал пьесу. Нельзя однозначно сказать о критериях такого отбора, известно только, что громкая слава автора еще не была основанием для положительного решения.

nДопущенному к состязаниям поэту выделялся хорег (руководитель постановки). Это был состоятельный гражданин, который брал на себя постановочные расходы. Он должен был набрать хор, содержать его все время обучения и оплачивать труд хоревтов, а также, если поэт не принимал на себя обязанности по обучению хора, оплатить услуги постановщика. Хорег также должен был приобрести хоревтам богатые костюмы, маски и реквизит. После этого автор начинал разучивать пьесу с хором и актерами, подбирать костюмы, маски, декорации и пр.

Расходы по устройству представлений частично лежали на хорегах, частично — на театральных откупщиках, частично — на государственной казне. Затраты на постановку бывали весьма значительными, что объяснялось тщеславием некоторых хорегов: ведь тот, кто лучше всех  выполнил свою общественную повинность, признавался победителем и получал венок, а в храме в его честь ставилась доска с 0тветствующей надписью. В тех же случаях, когда хорег скупился на организацию представления, архонт принимал против него определенные меры, а народ поднимал «экономного» постановщика на смех.

nЗдание театра в Афинах, хотя и было собственностью государства, сдавалось в аренду театронам — театральным арендаторам, которые были обязаны поддерживать театр в надлежащем состоянии.
Государственные же театральные расходы складывались из гонораров поэтам, жалованья актерам и служащим, поддерживавшим порядок в театре, а также из «зрелищных денег» (теорикон), которые выплачивались бедным гражданам. Что касается вознаграждения актерам, то оно было  различным, но знаменитые актеры иногда получали значительные суммы.

В Афинах первоначально вход в театр был бесплатным, тем более что этот род зрелищ являлся частью культового праздника, объединявшего всех. Театральные представления были доступны и для самих эллинов, и для иностранцев, для свободных и рабов — некоторые из них приходили пораньше, чтобы занять места для своих хозяев. Только женщины и молодежь не допускались, как правило, на комедии из моральных соображений, ведь, как известно, авторы и актеры древней а аттической комедии отнюдь не стеснялись ни в словах, ни в жестах, позволяя себе многое такое, чего, по мнению афинян, их жены, сестры, сыновья и дочери не должны были ни видеть, ни слышать.

 

 оглавление  предыдущая 

Сайт создан в системе uCoz