Театр Зрительный зал Актер Время, место Костюмы Игра Маска Публика Музыка

 

Единства места и действия

 

nЗанавеса и антрактов не было, поэтому действие должно было развертываться без перерывов - нельзя было показать, что «между первой и второй сценой проходят сутки», и нельзя было переменой декораций перенести действии из дворца на поле боя или наоборот. Так сложилась в драме привычка к трем классическим единствам - единству действия, времени и места.

Соблюдая единство места и действия, в театре не часто нуждались в особых приспособлениях, с помощью которых можно было бы изменить место действия. Но если этого требовал ход событий, применяли периакты. Это были высокие трехгранные призмы, вращающиеся вокруг собственной оси. На каждой стороне призмы была изображена какая-либо местность: на периакт навешивали так называемые катаблемата — картины на ткани или досках с нарисованными морем, горами, рекой и т. п. Поворачивался периакт менялась декорация. Был и еще один способ смены декораций — картины  ставились одна перед другой и в нужное время раздвигались вправо и влево.

nДля тех же целей использовалась и другая машина — эксостра. На колесах выкатывали платформу, которую наподобие балкона приставляли к верхнему «этажу».
С помощью приспособления теологейон можно было увидеть находящихся наверху богов. Другие машины помогали увидеть то, что происходит внизу и под землей.
Имелись также всякого рода подъёмники, «башня молний», машина, производящая гром, и башня для сигналов.

Когда по ходу действия драмы должен появиться бог (или богиня), поднятия его в воздух в театре использовали так называемую Машину (отсюда и пошло крылатое выражение  «Deus ex machinа»— «бог из машины»). Интрига в греческих трагедиях нередко была весьма запутанной, и с помощью такого специального приема, как вмешательство бога, распутывались все хитросплетения событий. В самом непонятном месте вдруг, как по волшебству, появлялся «бог из машины», открывал неизвестные ранее обстоятельства и предсказывал будущее. (Этот прием часто использовал в своих драмах Еврипид). Над такой развязкой шутили еще в древности. И сейчас, когда какая-то трудная ситуация решается не обычным путем, а с помощью вмешательства извне, вспоминают о «боге из машины».

оглавление  предыдущая  следующая

Сайт создан в системе uCoz