Сценические
костюмы актеров и хоревтов (участников хора) отличались от той одежды,
которую носили греки в повседневной жизни. Театральный костюм
восходит к тем ярким одеждам, которые использовались на праздниках в
честь Диониса. Считается, что Эсхил ввел специальный сценический костюм,
лишь
с
небольшими изменениями
просуществовавший долгие годы. Есть даже мнение, что жрецы
скопировали свое величественное одеяние с костюма, придуманного Эсхилом
для актеров.
Скорее всего, Эсхил заимствовал для «трагического» костюма элементы
одеяния жрецов бога Диониса.
В «древней»
комедии, максимально приближенной к реальной жизни, актеры
носили
обычные костюмы. В «средней» и «новой» комедии
уже появляется некоторая условность. Так, у мужчин был белый
хитон, у юношей — пурпурный, у рабов — разноцветный с пестрым
плащом, у поваров — невыделанный
двойной плащ, у сводников — цветной хитон и пестрый плащ, старые
женщины надевали голубое
или
темно-желтое платье, жрицы и девы — белое, сводни носили на
голове пурпурную повязку.
Греческие костюмы дополняло множество
головных уборов; персидская
тара, повязка
- митра, женское покрывало - калиптра,
а также шляпы и венки.
Нередко костюмы отражали содержание комедии. Так, в «Птицах» Аристофана хор птиц появлялся в масках с большими клювами, гребешками и перьями.
Актеры-осы имели тонкие талии, а под плащом скрывали
острые жала. Когда хор сбрасывал плащи и, выставив
вперед
жала, наступал единым строем, создавалось
впечатление нападения
осиного роя.
Боги
и люди обычно представали перед зрителем со
своими атрибутами. Так, Афина всегда являлась с
эгидой (накидка из козьей шкуры с головой
горгоны Медузы), Аполлон — с луком и стрелами,
Геракл —
с палицей и в львиной шкуре, царь — со
скипетром, вакханки — в оленьих
шкурах
и с тимпанами (музыкальный инструмент),
старики и умоляющие о защите — с посохами и
венками, обвитыми
шерстяными нитями. Говорили, что
использовавшийся актерами посох с изогнутым
верхом придумал Софокл
В огромном театре под открытым небом актеров было издали плохо видно. Поэтому они ходили в башмаках, высоких, как ходули (так что нужно было опираться на посох), надевали маску с лицом больше головы и облачались в яркие одежды, по которым сразу можно было отличить царя от воина.
В
театре всегда использовались различные
приспособления и для увеличения объема. Так как
боги и герои во всем должны превосходить
смертных, то для увеличения их фигуры (поскольку
без этого они казались бы зрителям с дальних
рядов слишком маленькими) использовались
специальные подушки, которые накладывались на
грудь и на живот.
Поверх этих накладок натягивался
соматтион (одеяние-чехол). Для
увеличения рук служили своеобразные перчатки
— хейриды.