К КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И АНТИЧНУЮ КУЛЬТУРУ»
С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДМЕТНОМ ОБУЧЕНИИ
(для учащихся V-IX классов МОУ «ГИМНАЗИЯ № 12»)
Автор: Назаровой Н.П. , учитель МОУ «ГИМНАЗИЯ № 12»
Из доклада Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»:
«..развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание".
В нормативных документах, отмечается: «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
Одной из важных ключевых компетенций для современных школьников становится овладение глубокими знаниями, навыками и умениями, составляющими целостную картину мира; освоение разных видов деятельности, использование информационно-коммуникативных технологий.
Даная программа предназначена для реализации такого подхода при изучении курса «Введение в латинский язык и античную культуру» в МОУ «Гимназия №12». Она составлена с учетом авторской программы Назаровой Н.П. и Долгачевой Н.Ю. «Латинский язык». Отличие разработанной программы от существующей состоит в том, что к обучающей программе «Грамматика латинского языка» добавились:
1. Компьютерная версия грамматики латинского языка.
2. Компьютерная версия словарей: латинско-русского и русско-латинского.
3. Компьютерная версия античных пословиц и поговорок (перевод с латинского на русский и с русского на латинский)
4. Контролирующая программа. Компьютерные тесты к разделу «Грамматика»
5. Обучающая компьютерная программа к разделу «Античная культура»
6. Контролирующая программа. Компьютерные тесты к разделу «Античная культура
Наличие в школе компьютерных средств (в кабинете латинского языка 8 компьютеров), программных и аудио-видио средств (создана медиотека, которая содержит текстовый, тестовый, графический, видео-, аудио материал) позволяет интенсивно использовать данную программу.
Программа базируется на учебном пособии А.В.Подосинова, Н.И.Щавелевой «Введение в латинский язык и античную культуру» в 2-х частях, Москва, изд. группа «Прогресс», 1994.
Учителем разработаны :
компьютерная версия грамматики латинского языка
компьютерная версия словарей: латинско-русского и русско-латинского,
компьютерная версия античных пословиц и поговорок (перевод с латинского на русский и с русского на латинский)
создан сайт - Natalis32.narod.ru.
Курс рассчитан на 68 часов в год в VI - IX классах и 34 часа в год в V классе.
Основная цель обучения:
- создание лингвистической основы для изучения других языков;
- формирование языковой компаративной, аналитической компетенций;
- формирование грамматических умений и языковых знаний и навыков;
- формирование социо-культурной компетенции.
Образовательная цель:
- всестороннее развитие личности
- формирование способности находить самостоятельные решения коммуникативных задач
- развитие коммуникативной компетенции
- расширение и углубление страноведческих и культуроведческих знаний учащихся.
Воспитательные цели:
- повышение культурного уровня учащихся;
- приобщение к достижениям мировой культуры от античности до наших дней на материале произведений литературы, живописи, скульптуры, архитектуры древнего мира, исторических документов;
- формирование уважительного отношения к национальным традициям, обычаям представителей разных социокультурных сред.
Развивающие задачи:
- развитие памяти, мыслительных и интеллектуальных способностей учащихся;
- развитие языковой наблюдательности;
- формирование готовности и стремления к познавательно-поисковому творчеству;
- развитие навыков самообразования.
Информационно-коммуникативных цели.
- использование достоинств компьютера для повышения эффективности
урока, учебного процесса
- формирование умений работать с информацией, развитие
коммуникативных способностей
- формирование личности человека «информационного общества»
- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные
решения
- создание мотивации к учебному материалу
- облегчение понимания учебного материала урока
- предоставление учащемуся возможности выбора форм и методов работы
- предоставление учащемуся возможности использования дополнительного
материала.
Цели проектной деятельности
- повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
- развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
- развитие исследовательских умений.
Обучающая программа по грамматике латинского языка составлена в сопоставлениях с грамматикой русского языка (Долматова Н.В., Назарова Н.П. «Интеграционный курс «латынь – русский язык» как формирование лингвистического мышления. Интеграция региональных систем образования. МГУ, 1995г) и изучаемых иностранных языков (там, где это возможно).
При составлении уроков учитель пользовался программами: Microsoft Office Word – для составления текстового документа; Microsoft Office Document – для редактирования материала со сканера; Microsoft Office Power Point – для составления мультимедийных презентаций; Microsoft Office FrontPage 2003 – для составления вебстраниц; Adobe Photoshop – для просмотра и редактирования иллюстраций; FeinRider – для сканирования и редактирования; Windows Maker – для создания медиофильмов; Sound Forge – для просмотра и редактирования звуковых файлов; Nero – для записи материалов на диски; Tester Banker (комплекс программ Центра тестирования Министерства образования РФ) – для создания компьютерных тестов.
Художественные и документальные фильмы, материал для составления проектов, презентаций, медиофильмов, тестов, взят из Медиотеки, составленной учителем и учащимися. Медиотека состоит из видиотеки, пинакотеки, фонотеки и большого количества текстовых файлов. При подготовке к итоговой аттестации по дисциплине «Введение в латинский язык и античную культуру», учащиеся в течение года осваивают с помощью учителя основы проектной деятельности, компьютерных технологий и результатом работы является составление и защита проекта в виде компьютерных презентаций.
Проекты подразделяются на монопроекты и межпредметные проекты.